Увидеть Тужи | Тужи Арт
О размещении, транспорте и условиях пребывания в период
проведения фестиваля можно узнать у администрации
ленд-арт-парка «Тужи»: tuji.ru/contacts

Увидеть Тужи

ОДНО / НЕБО
Ленд-арт-парк «Тужи» в Забайкалье пополнится работами пяти известных современных художников из разных регионов России и Монголии. Все авторы имеют опыт работы с масштабной формой, различными техниками и материалами: дерево, металл, керамика, бетон, живопись, а также создают инсталляции, вписанные в открытый ландшафт.

Художники откликнулись на ключевые идеи, определяющие эстетику и поэтику парка «Тужи», такие как память, традиции, духовные и творческие энергии рода, земли предков. Маленькая бурятская деревня Укурик, рядом с которой возник ленд-арт-парк, известна своими ремеслами, самобытной культурой и верностью жителей коллективной истории. «Тужи» стали точкой притяжения для зрителей, объединяя их в любви к искусству и восхищении красотой этого места. Иван Горшков, Владимир Чернышев, Егор Плотников, Даши Намдаков и Амарсайхан Намсрайжав предложат разные интерпретации поиска человеком точки опоры в стремительном, ускользающем времени современной жизни, своего места в стране и мире, под одним общим небом.

ИВАН ГОРШКОВ
БАШНЯ

Художник, автор скульптурных объектов и инсталляций
Род. 1986, Воронеж

Окончил художественное отделение Воронежского государственного педагогического университета (2008). Соучредитель Воронежского центра современного искусства. Стипендиат программ поддержки молодых художников МСИ «Гараж».

Участник многочисленных выставок, в том числе спецпроекта 4-й Международной московской биеннале современного искусства (2011), 5-й Уральской индустриальной биеннале (Екатеринбург, 2019), «Фонтан всего» (ММОМА, 2019), 2-й Триеннале российского современного искусства (МСИ «Гараж», 2020), 6-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства (Кыштым, 2021).

Лауреат Государственной премии в области современного искусства «Инновация» в номинации «Художник года» (2020).

Живет и работает в Воронеже.

Один из главных художников современности Иван Горшков размышляет о культурном коде настоящего в разных жанрах, от живописи до скульптуры из металла и стеклопластика, придерживаясь цельной художественной стратегии.

«Башня», балансируя между серьезным, мифотворческим взглядом на массовую культуру и легкой иронией, предлагает задуматься о больших временных циклах и глубоких культурных слоях, прикрытых тонкой пленкой шумной и текучей цифровой современности. Художник обыгрывает накопление вещей, изображений, обрывков текстов и смыслов, превращая их в подобие кургана, памятника самим себе.

Иван Горшков: «Фрагменты персонажей, геометрических и природных форм переплелись в абсурдное чарующее нагромождение, будто окаменевший культурный слой. При смещении тектонических плит его обломок случайно „всплыл“ среди степей Забайкалья. Можно его интерпретировать как мотив вечной природы и мимолетности всего, к чему мы привыкли. Это окаменевшая выжимка информационного потока. Представьте, что в далеком будущем после крушения цивилизации некий внеземной разум найдет образы нашей современности. Ничего не зная о нас и не понимая значения этих образов, сделает из них маскарадные костюмы и устроит вечеринку. Кусок этой окаменевшей вечеринки, по иронии судьбы, застрял в бескрайнем диком поле».

ЕГОР ПЛОТНИКОВ
ВЗАИМОСВЯЗИ

Художник-живописец, автор скульптур
Род. 1980, Киров

Окончил Вятское художественное училище имени А. А. Рылова (2000), Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова, мастерскую Павла Никонова (2006). Стажировался в Творческих мастерских Российской академии художеств (2006–2010). Член Московского союза художников (2006), Творческого союза художников России (2023).

Участник многочисленных выставок, в том числе параллельной программы 4-й Московской международной биеннале современного искусства (2011), спецпроектов 6-й и 7-й Московской международной биеннале современного искусства (2015, 2017), основного проекта 8-й Московской международной биеннале современного искусства (2019), выставок «Большие перспективы» (ММОМА, 2021); «Свет» (Третьяковская галерея, 2023).

Живет и работает в Москве.

Егор Плотников прежде всего живописец, но инсталляция и скульптура давно стали частью его произведений. Художник анализирует хрестоматийный жанр пейзажа, осмысляя его как социальный ландшафт и способ разговора о природе искусства. Его интересует взаимодействие среды и человека, художественного произведения и зрителя. Пейзажи Плотникова пустынны, находятся на границе обитаемого мира, а белая обезличенная фигура зрителя вынесена за пределы картины и смотрит на нее. Автор пытается ответить на вопрос, как возможен сегодня контакт зрителя с искусством и человека с реальным пространством.

Скульптура «Взаимосвязи» состоит из трех уровней, символизируя восхождение людей от земли к небу. Ясная и простая форма, как образ мирового древа, выражает суть этики человеческой взаимопомощи, смену поколений, устойчивость в общности, открытость природному окружению. Каждое звено конструкции универсально, но при этом совершенно незаменимо.

Егор Плотников: «Эта работа о важности контакта между людьми. О том, как взаимосвязи, крепкие узы любви и дружбы или тонкие, еле заметные „касания“ участия и поддержки образуют прочную конструкцию. Именно в ней находится залог выживания общества. Структура взаимосвязей — жизни, отношений, расставаний и встреч — подобна кружеву. Зритель может стать на время частью скульптуры, войдя „в круг людей“, и почувствовать, что он не один».

ВЛАДИМИР ЧЕРНЫШЁВ
МОНУМЕНТ

Мультидисциплинарный художник, автор инсталляций, ленд-арт-объектов, графики и видео
Род. 1992, Нижний Новгород

Участник многочисленных выставок, в том числе Европейской биеннале современного искусства «Манифеста» (2014), IV Московской международной биеннале молодого искусства (2014).

Лауреат грантовой программы Музея «Гараж» (2017), Государственной премии в области современного искусства «Инновация» в номинации «Новая генерация» (2017), премии Кандинского в номинации «Молодой художник. Проект года» (2021).

Работает в студии «Тихая» в Нижнем Новгороде.

Владимир Чернышёв чередует студийные практики с созданием ленд-арт произведений. Основное внимание уделяет работе с исчезающим культурным ландшафтом, создавая сайт- специфичные инсталляции, не имеющие финальных версий и изменяющиеся под воздействием окружающей среды.

В проекте для ленд-арт парка «ТУЖИ» художник снова обращается к образу монумента. (Первый «Монумент», созданный автором в рамках «Загородных практик» в 2019 году, находится в Нижегородской области). Безымянный «памятник» покрыт гудроном, который под воздействием света и осадков трескается, меняет цвет и форму. Так происходит синхронизация произведения с естественными ритмами смены дня и ночи, сезонов года. «Монумент» вступает в диалог с наследием Забайкальского края, богатого сохранившимися рукотворными памятниками древних культур.

Владимир Чернышёв: «Монумент напоминает менгир, простейший мегалит в виде установленной человеком грубо обработанной каменной глыбы, назначение которой до конца не известно. Сооружение может ассоциироваться с ритуалом или астрономическим прибором для измерения положений небесных тел. Обычно монумент фиксирует память о конкретном событии или человеке, которому он посвящен. Моя инсталляция ничего не увековечивает. Работа указывает на пустоту, или изъятое означающее».

ДАШИ НАМДАКОВ
КОНОВЯЗЬ

Художник, скульптор, ювелир, основатель парка «Тужи»
Род. 1967, с. Укурик, Хилокский р-н, Читинская обл.

Окончил Красноярский государственный художественный институт. Народный художник Бурятии (2017), заслуженный художник Российской Федерации (2020), академик Российской академии художеств (2020). Лауреат премии «Ника» за лучшую работу художника в фильме Сергея Бодрова «Монгол» и премии «Белый слон» Гильдии киноведов и кинокритиков России (2008), Премии Правительства Российской Федерации в области культуры (2009).

Даши Намдаков создает пантеон образов в скульптуре, графике, ювелирных изделиях, развивая свой язык через строгую академическую школу, модернистские поиски, сюрреалистические фантазии. Художник вдохновлен красотой своего народа, бурятскими эпосом и мифами, природой и воплощает воспоминания детства о волшебном мире, как сказка, окружавшем его, — и детское же ощущение космического единства.

Когда ветер треплет разноцветные ленты, повязанные на деревянных столбах, кажется, что в воздухе вибрируют духи. Столбы, называемые сэргэ, устанавливают в священных для бурят местах, они символизируют связи рода с землей, олицетворяют древо жизни. Ранее сэргэ служили коновязью и ставились у каждой юрты.

Коновязь означала процветание семьи и продолжение рода. Разрушать сэргэ запрещалось до того, как оно приходило в негодность. Уничтожить его можно было лишь после того, как род прервался. Новый арт- объект Даши Намдакова стал здесь знаком, определяющим родовое место, указателем на то, что у земли есть хозяин.

АМАРСАЙХАН НАМСРАЙЖАВ
ПРОБУЖДЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ

Живописец, ленд-арт-художник
Род. 1981, Сухэ-Батор, Монголия

Окончил Институт изящных искусств в Улан-Баторе (2005). Член правления ассоциации «Искусство нового века» (2006). Исполнительный директор Монгольской ассоциации художников-натуралистов (с 2007).

Участник международных биеннале, в том числе Монгольской биеннале ленд- арта (2016), Биеннале в Чонджу (Корея, 2017), Bangla Biennale (Комдхара, Индия, 2019). Участник выставок и резиденций в Корее, Франции, Италии, Индии, Румынии, Хорватии, Тайване и других.

Получил приз Художественного фонда Саму Гезы, Будапешт, Венгрия (2020). Ведущий деятель культуры Монголии (2020).

Монгольский художник Амарсайхан Намсрайжав популяризирует культуру кочевников в стране и за ее пределами.

В фокусе его интересов экологическая тема и защита окружающей среды: он призывает вернуться к истокам и жить в гармонии с природой.

Амарсайхан создает произведения ленд- арта из старой древесины, веток, бамбука, травы. Начиная с проекта «Кочевники» (2009), включавшего живопись, инсталляции и объекты в ландшафте, он смотрит на современность через призму кочевой культуры и образа жизни. Для «Тужи» Амарсайхан сделал узнаваемую и в то же время футуристичную повозку из жердей и веток, которая словно проснулась от долгого сна и готова взлететь. Средства миграции в Монголии с развитием технологий сильно изменились, утрачена непосредственная связь с природой. Своим произведением художник напоминает о красоте аутентичной кочевой культуры.